Метро 2034 — постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского, продолжение (сиквел) романа «Метро 2033», описывающего жизнь людей в московском метро после ядерной войны.
Сюжет
Действие сиквела, как и в первоисточнике, разворачивается на станциях и перегонах московского метрополитена.
Сюжет перемещается из центральной части метро, описанной в романе «Метро 2033» за пределы Кольцевой линии (Ганзы). Главной в сюжете становится станция «Севастопольская», которая является самой южной обитаемой точкой метро. Каждый день её жители вынуждены отбивать атаки монстров — мутантов, нападающих со стороны станции «Чертановская». Однажды караван, который должен был привезти из «большого метро» патроны и продовольствие, не вернулся. Связи с «Тульской», ближайшей обитаемой станцией, нет. Несколько человек — Гомер, Ахмед и загадочный, хладнокровный «бригадир» Хантер, отправляются на поиски пропавших. Ведь если связь с «Ганзой» будет прервана, то без поддержки и снабжения Севастопольской рано или поздно суждено пасть под натиском монстров…
Персонажи
Гомер
Один из старейших жителей станции «Севастопольская». До судного дня работал помощником машиниста. Сознавая свою бесполезность в военном деле, он посвятил остаток своей жизни летописи и архивированию, постепенно собирая все уцелевшие источники информации, дабы сложить хотя бы приблизительную картину исторической эпохи метро. В одной из последних увидевших свет глав Гомер задался целью написать роман, некую эпитафию всему человечеству, позволившую бы как можно яснее отразить все его отношение к произошедшим вещам, и заодно лишний раз вспомнить о безвозвратно утраченном мире.
Хантер
Один из второстепенных героев предыдущей книги «Метро 2033». В «Метро 2034» он играет одну из главных ролей в сюжете, выступая в роли бригадира одного из дозорных отрядов «Севастопольской». Хантер — циничный и нелюдимый, безэмоциональный персонаж. В предшествующих роману событиях он пережил тяжелейшие физические и душевные травмы, в корне изменившие его натуру, в связи с чем он превращается в человека-машину, машину для убийств, безжалостно расправляющуюся с любым препятствием, вставшим на пути. Однако автор ставит Хантера в неожиданное положение, сводя его с девочкой Сашей, испытывая его, на первый взгляд, бесчеловечную натуру чувством, напоминающим любовь и родственную привязанность одновременно.
Саша
Редкий и неповторимый для мира «Метро» женский персонаж с необычными чертами характера. Ей свойствен сентиментализм и вместе с тем — отсутствие сильных эмоций. Как узнается из сюжета, Саша жила в изгнании на станции «Коломенская» с отцом, попавшим в пожизненную опалу. Когда ее отец умирает от лучевой болезни, судьба сводит ее с Гомером и Хантером, волею случая как раз в тот момент проходившими её станцию. После смерти отца, не имея поначалу четкой цели, продолжает путешествовать вместе с ними. В пути Саша ясно ощущает к Хантеру нечто вроде привязанности, напоминающей ей о любви к умершему отцу, в связи с чем она пытается всячески это чувство выразить, но сделать это ей удается с трудом.
Леонид
Бродячий музыкант, флейтист. Неоднозначный персонаж, по ходу действия книги меняющий свою биографию на ходу. То он простой музыкант, то агент «Изумрудного города» — мифического Ноева ковчега человечества, расположенного в здании МГУ, то агент красной линии. В итоге оказывается трагичной личностью, сыном товарища Москвина, главы Красной линии, белой вороной в стане красных. Ненавидящий отца гениальный флейтист пытается сделать людей счастливыми с помощью музыки. Перед смертью ему это удается, его слушают испытывающие жуткие боли зараженные и суровые бойцы Севастопольской; это волшебство длится лишь несколько секунд, прерываемое автоматной очередью, выпущенной музыканту в живот. Погиб на «Тульской».
Артём
У Артёма, главного персонажа предыдущей книги «Метро 2033», после произошедших с ним событий, по словам Мельника, «случилось помешательство, но его выходили». Артём живет нормальной человеческой жизнью. В книге также есть Артём Попов, который живет на Тульской. Однако, он и главный герой первой книги — два абсолютно разных человека.
Мельник
Во время поисков Хантера, Мельник лишился правой руки, и сел в инвалидное кресло.Несмотря на это он все же остался в Полисе главой ордена.Именно он дает Хантеру жетон на людей для зачистки Тульской.
Особенности
По словам автора, «Метро 2034» в корне отличается от предшественника прежде всего самим стилем написания и подачей сюжета. Первая книга считалась более легкой в восприятии, понятной и доступной многим, и от этого увлекательной. Текущее же произведение написано сложным, жёстким языком, повествование наполнено различными метафорами и аллегориями, философскими рассуждениями. Описанию окружающего мира посвящено существенно меньше времени, притом описания ведутся преимущественно в сравнениях с эпосами («река времени» и т. д.), чем в первой книге, сюжетные линии более сложны и непредсказуемы, и развиваются довольно неспешно, порой одно событие занимает две главы или более.
В целом публикация «Метро 2034» вызвала не меньшую популярность у публики, чем «Метро 2033», однако в последнее время находится все больше читателей, недовольных книгой из-за резкой смены акцента повествования, практически полного отсутствия атмосферы действия, нехватки ощущения нахождения в метро под радиацией, слишком перекрученным текстам, которые мешают получить лучшее представление о происходящем, переизбыток образов (в частности метафор) приводит к тому, что в фантастическом романе, следует выбирать реальность, в которой вообще все происходит (хотя через несколько глав автор вернулся к более простым выражениям).
Материал из Википедии — свободной энциклопедии