Шекспиру, конечно, такая постановка вопроса и не снилась, но ему, бедному, уже не привыкать к тому, что его творчество всякий преломляет под себя.

Но прежде чем ставить вопрос – даже в такой извращённой форме, – хотелось бы уточнить, что за зверь такой ФРПГ и с чем его едят.

Если говорить по-русски, ФРПГ – это форумная ролевая игра. В рамках заданного мира создаётся персонаж… Нет, пожалуй, лучше объяснить понятнее. ФРПГ создаётся по какому-либо литературному или кинематографическому произведению. Каждый такой мир, будь то Средиземье Толкиена или Вселенная Звёздных войн, имеет свои характеристики и свой набор рас. Обычно смешение не приветствуется, так что снести Саурону голову лазерным мечом, спикировав на врага, сидя при этом на шее перинитского дракона, не получится.

Создание персонажа – процесс достаточно тонкий и сложный, можно легко создать «Мери-Сью». Начинающие игроки почему-то считают, что достаточно придумать имя, возраст, внешность, способности (вот тут-то и появляется бедная Маша, которую гонят в её прекрасную шею все: и мастера ролевых игр, и рецензенты фанфиков, и другие игроки. Но о фанфиках в другой раз.) – и всё, можно играть. Вот только мастера почему-то с такой постановкой вопроса не согласны и терзают игроков на предмет подробной биографии персонажа. А иначе нельзя: персонаж должен жить в этом придуманном мире.

И только после прохождения Сциллы и Харибды… Вернее, мастеров и их кучей замечаний/критики/придирок (поверьте, они это делают не по своей злобности, а исключительно из благих побуждений) игрок наконец-то может вступать в игру и… И задаться вопросом, какова же цель. (Увы, некоторые сначала ввязываются, а потом думают, зачем они это сделали.)

Так вот, цель ФРПГ – это не прокачать своего персонажа до максимального уровня (тем более, что такое просто невозможно) и не насовершать кучу подвигов в одиночку. (Как в одной статье было сказано, «набрать дохренищща экспы и победить большого красного дракона в одну рожу».) Цель игры – это сама игра, это написание отыгрышей, взаимодействие с другими персонажами. В начале игры никто не знает, чем она закончится, информация поступает «по ходу пьесы»,  и игрок волен воспользоваться ею, а может и проигнорировать. Его никто не заставляет. Цель игры – это почувствовать мир, пожить в нём самому через своего персонажа, который, как бы мы ни открещивались, всё-таки несёт в себе частичку нашего же характера. Прелесть игры в её неторопливом развитии сюжета. И не надо говорить, что там нет экшена! Его нет у тех игроков, чьи персонажи сидят дома и ждут, когда события свалятся им на голову. Как показывает практика, не сваливаются.

И вот тут возникает вопрос: это что, уход от реала в виртуальный мир? Нет, однозначно нет, если, конечно, вы не просиживаете перед компьютером круглыми сутками и ничем больше не интересуетесь. ФРПГ – это всего лишь хобби, одно из многих и довольно безвредное. А кое в чём даже полезное. Вы думаете, что написать качественный отыгрыш – это легко? Надо описать действия своего персонажа, его мысли и чувства, которые у него появляются, не могут не появиться в той ситуации, которая сложилась в игре. И при этом отыгрыш должен быть написан хорошим русским языком. Так что, как ни крути, но форумные ролевые игры развивают письменную речь. Если игрок ещё и внимательный, то может улучшить свою грамотность.

А ещё ФРПГ развивают фантазию, ведь персонаж должен действовать в чётком соответствии с написанным био, со своими способностями и реалиями данного мира. Это всё надо придумать, надо прочувствовать, но при этом следовать логике своего персонажа. И описать это всё. Сложная задача, чего уж тут скрывать. Но как интересно перечитывать потом удачные отыгрыши!

Можно услышать мнение, что, если игрок берёт персонажа-злодея, то это уже чуть ли не нарушения психики и вообще чуть ли не преступник в реале. Да, игры-стрелялки часто обвиняют в том, что заядлые игроки потом выходят на улицы и стреляют людей, не видя разницы между реальной и виртуальной жизнью. Но ни один игрок ФРПГ как-то не озлобился на реальность и обычно не путает её с виртуальностью (Хотя фразы типа «да мы живём в этой игре, она – наше всё» встречать доводилось. Но всё больше в каких-нибудь ожесточённых спорах, когда подобные слова вряд ли отражают реальное отношение людей.). Да и когда игрок берёт себе персонажа-»злодея», он старается понять мотивы, которые толкают этого персонажа. В итоге обычно получается, что не такой-то уж он и плохой. Равно как и положительные персонажи сплошь и рядом таковыми не являются. Ведь всё относительно.

Возвращаясь к вопросу, выведенному в заголовок, ответ, на мой взгляд, однозначен: играть. Играть, ведь ФРПГ – это игра для нескольких людей, общаться с которыми можно не только на тему игры. Ведь если нашлась хоть одна точка соприкосновения – ролевая игра в заданном фэндоме, – то, может, найдётся и ещё. Обычно игроки ФРПГ люди разносторонние, увлекающиеся много чем, интересные собеседники, с которыми можно общаться и в реале.

Ответ «не играть» оставим для тех, кто никогда не пробовал и пробовать не хочет. А мы будем играть, ведь наша жизнь – это тоже игра. Причём, что характерно, ролевая.

Автор: Lady Astrel
Источник